Джоэ Чезаре Коломбо (Joe Cesare Colombo) — итальянский дизайнер
Итальянский дизайнер Джоэ Коломбо родился в Милане в 1930 году. Художественное образование в качестве живописца он получил в Академии Брера, а архитектурное – в Миланском политехническом институте.
Формирование Коломбо как художника происходило в авангардной среде: брат будущего дизайнера Джанни реализовал себя в искусстве как представитель абстрактно-кинетического направления.
Что же касается самого Джоэ, то поначалу в сферу его профессиональных интересов входило очень многое – и живопись, и графика, и организация производства, и архитектурное проектирование. На определенном этапе (в 1951 году) он стал участником «Нуклеарного движения», лидерами которого были Энрико Бай и Серджио Данжело, и на протяжении четырех лет выставлял свои работы в качестве художника-экспрессиониста и скульптора в рамках этой группы.
Совместно с Бруно Мунари, Энцо Мари и Джило Дофлес он проектирует 3 площадки для отдыха на открытом воздухе с телевизионными инсталляциями для Десятого Миланского Триеннале (проект Mac-Spazio-Movement, 1954). Затем, в 1956 году он впервые разрабатывает авторский проект в качестве архитектора. И, наконец, в 1958 году происходит поворот: Коломбо избирает именно дизайн в качестве приоритетного направления, окончательно отойдя от живописи.
В период 1959-1962 гг. дизайнер начал экспериментировать с новыми материалами (например, с формованной пластмассой) в сфере промышленного дизайна, одновременно с этим работая в семейной электрической фирме. Но и это последнее «отвлекающее» занятие он в 1962 году прекратил, организовав в Милане собственный офис и занявшись исключительно дизайнерским проектированием изделий на базе новых технологий и материалов (преимущественно пластмассы).
Первоначально активность дизайнера была направлена на проектирование для отелей горнолыжных курортов, что было обусловлено особым пристрастием мастера к лыжному спорту. Проект интерьера отеля в Сардинии принес своему создателю премию IN-Arch. Изюминка данного интерьера – потолки отеля, оформленные светоотражающими призмами.
Свои авангардные настроения Коломбо перенес из живописи в дизайн. Так, своим дизайнерским предназначением он считал создание среды будущего. Поэтому роль новых технологий была для него неоценимой: меняющемуся образу жизни должны соответствовать изменения типа среды обитания. Это средой станут «пространства, которые могут трансформироваться, пространства, подходящие для медитации и экспериментов, для интимности и для общения» (Д. Коломбо).
Созидание новой среды коснулось, в частности, мебели: избегание острых углов и прямых линий, преобладание изогнутых форм – это те же тенденции, которые были характерны для мастера и в области живописи и скульптуры.
Так появились светильники для фирмы O-Luce, пластмассовые кресла и стулья, пригодные для массовой штамповки, кресло Elda (1963) – первое большое кресло из стекловолокна, маленькое кресло из гнутой фанеры, и, наконец, стул Universale для фирмы Cartell. Эволюция мечты о стуле из одного материала прошла стадию экспериментов с алюминием, формованной пластмассой и привела в конечном итоге к полипропилену. Окончательно доработанный и усовершенствованный, этот стул поступил в производство в 1967 году.
Не только преобразование старых, но и изобретение новых типов мебели, органично вписывающихся в мобильный стиль жизни 60-х, привлекало мастера. С этой целью был разработан Combi-Centre – контейнер, предназначенный для хранения книг, спиртных напитков или инструментов. Затем появился Man-Woman Containar – футуристически модифицированный дорожный сундук (родом из 19 века) с отделениями для нужд мужчины и женщины. Венцом подобных экспериментов стал Boby trolley – мобильный блок для хранения, не снятый с производства и по сей день.
Мебельные проекты унифицированного типа привлекали дизайнера в течение всей жизни, принимая такие формы, как Кресло Tube (1969-1970 гг.) – изготовленное из стальных цилиндров, которые могли перекомбинироваться сколь угодно свободно, или Multi Chaire (1971) – кресло-трансформер из двух подушек с полиуретаном, превращающееся в стул, кресло или кушетку.
Особую известность дизайнеру принесли проекты полностью оборудованных жилых ячеек – подверженных метаморфозам полифункциональных микропространств-агрегатов для жилья. Центральный жилой блок, ночной блок и кухонный блок заменяли здесь традиционные комнаты. Именно таким видел Коломбо новое жизненное пространство – отсутствие стен и перегородок, интерьер, комбинирующийся сообразно потребностям, и при этом – малая площадь.
Такой обитаемый контейнер Total Furnishing был выставлен в Нью-Йорке на выставке «Италия: новый домашний ландшафт» (1972). Однако сам автор, умерший за год до того, уже не увидел признания своего детища.
Читайте также:
Ваш комментарий будет первым :)