Вернер Пантон (Verner Panton) — датский дизайнер
Жизненный путь датского дизайнера Вернона Пантона начался в 1926 году на острове Фунен. Образование по специальности «Архитектура» он получил в Оденсе – в технической школе, а продолжил уже в столице – в Королевской датской академии изящных искусств (специализации «Дизайн» на тот момент просто не существовало, и будущие дизайнеры приходили, как правило, из среды архитекторов или художников).
Во время учебы Пантон параллельно приступил к практической деятельности в архитектурном бюро Арне Якобсена, в качестве ученика последнего. Учебы, однако, толком не получилось: молодой архитектор был всецело погружен в мир собственных авторских идей.
Вернер Пантон – один из крупнейших революционеров дизайна в ХХ веке. Выбор новейших материалов, работа с инновационными технологиями позволяли ему такие эксперименты в области формы, какие до того были просто немыслимы.
Стекло, сталь, пластик, плексиглас и прочие подобные материалы давали возможность менять концепцию предметов интерьера до неузнаваемости. К примеру, лишенный всех привычных составных частей стул – Panton Chair, – выполненный из цельного куска пластика, может в буквальном смысле слова считаться символом дизайна ХХ века.
Стул Panton Chair от Вернера Пантона
Но эти новации базировались отнюдь не на желании оторванного от жизни экспериментаторства. Все нововведения имели целью переустройство жизненного пространства, создание «интерактивного домашнего ландшафта», как называл это сам дизайнер. Атмосфера дома рассматривалась им как некое органическое образование, неразрывно связанное со всеми остальными предметами интерьера и связывающее их собой. Изменение части меняло целое.
В первую очередь, метаморфозы коснулись стула. Поскольку «сидеть на стуле должно быть забавно и интересно, как в игре» (В. Пантон), постольку стул просто обязан был измениться.
Футуристическая греза о стуле – удобном, эргономичном, пригодном для массового производства, но при этом «забавном, интересном и игровом», смогла реализоваться лишь в 1960 году (хотя идея родилась еще в начале 50-х, когда Пантон только-только занялся дизайном мебели), когда развитие промышленных технологий позволило эту реализацию.
Еще 7 лет продолжались поиски фабрики, могущей воплотить данную конструкцию. И, наконец, в 1967 году стул поступил в производство. Поначалу этим занялась компания Herman Miller & Fehlman, а в 1999 году ее сменила Vitra. Так мебель «без ножек и ручек» стала объективной реальностью.
Помимо мебели Пантон занимался проектами ткани, светильников, интерьеров в целом. Но стулья оставались приоритетной темой.
Очередной футуристический шедевр дизайнера получил наименование Cone Chair, ибо представлял собой перевернутый конус. Данное творение было настолько необычным, что на первых порах вызывало у общественности подлинный эстетический шок.
Cone Chair от Вернера Пантона
Однако стул, разработанный в рамках авторского редизайна отельного ресторана, поступил впоследствии в массовое производство, а кроме того, обзавелся «потомком» – Wire Cone Chair, изготовленным из металлической проволоки.
Wire Cone Chair от Вернера Пантона
Воплотились эти новации с помощью специально для них организованного предприятия Plus-linje. Здесь же реализовывались и прочие задумки дизайнера: как удачные (к примеру, кресло из прозрачного стекла пользовалось немалым успехом), так и не очень (кресло из тонкого пластика, предназначенное для наполнения его воздухом, не смогло удерживать воздух достаточно долгое время, и заказы сорвались).
Однако те мечты Вернона Пантона, которые не сбылись при его жизни вследствие технологической невозможности, вдохновили на искания других дизайнеров и стали реальностью уже в рамках их проектов.
P.S. В универе задали построить график сложной функции и вы не знаете что делать? Попробуйте воспользоваться онлайн-сервисом, который предполагает построение графиков сложных функций в прямоугольной системе координат в заданном интервале значений.
Читайте также:
Ваш комментарий будет первым :)